Ушла легенда – Александр Градский скончался от инсульта в 72 года

Певец и композитор Александр Градский, один из основоположников российской рок-музыки, скончался в ночь с субботы на воскресенье, в два часа ночи 28 ноября 2021 года. Третьего ноября ему исполнилось 72 года.

Музыкант в молодости занимался спортом, вел здоровый образ жизни, при росте 180 сантиметров имел вес 90 килограмм и выглядел намного моложе своего возраста. Довольно серьезные проблемы со здоровьем начались после того, как в сентябре он переболел ковидом.

Сильно болели ноги – настолько, что во время записи последних выпусков программы «Голос», в которой Градский был членом жюри, он не вставал с кресла.

Во время съемок этапа «Поединки» Градскому несколько раз было плохо прямо во время рабочего процесса.

Он, однако, отказывался от помощи врачей и продолжал выполнять свои судейские функции. Артист держался прекрасно, однако можно было заметить, что с ним не всё хорошо: он буквально полулежал в кресле, сильно облокотившись на ручку, говорил коротко. Язык слегка заплетался – явный признак прединсультного состояния.

Состояние Градского резко ухудшилось в пятницу вечером, 26 ноября, когда он находился дома. Он потерял сознание и был экстренно госпитализирован. В течение cуток врачи отчаянно боролись за его жизнь, но спасти певца не удалось.

Александр Градский стал легендой еще при жизни. Он начал играть рок-музыку, когда она еще была под жестким запретом и в эфире не звучала никогда, стал первой российской полноценной рок-звездой и продолжал активно выступать и заниматься музыкой до своих самых последних дней.

Во многом благодаря именно его феноменальному голосу, неоспоримому таланту и популярности рок-музыка в Советском Союзе зазвучала на официальных концертах и с экранов.

Свой самый первый ансамбль Градский организовал еще в школе, в 1965 году. Он назывался «Тараканы» – конечно, в подражание «Жукам», то есть «Битлз». Уже само название было жестким вызовом официальной коммунистической пропаганде.

Но период подражания западным образцам быстро прошел.

Вторая рок-группа, организованная Градским в студенческие годы, называлась «Скоморохи» и исполняла песни уже только на русском языке – задолго до появления на сцене «Аквариума» и «Машины времени». Лидером группы, автором всего оригинального репертуара, музыки, текстов и, конечно, основным вокалистом был Градский.

Прорыв в популярность произошел после выхода на экраны в 1974 году фильма «Романс о влюблённых». Режиссер Андрей Михалков-Кончаловский, сильно рискнул, поручив написать и записать всю музыку к фильму неизвестному молодому музыканту – и не прогадал. Фильм имел оглушительный успех, а композиция «Любовь», с которой, собственно, начинается картина, стала настоящим молодёжным гимном.

Песен к фильму Градский написал множество – режиссер принял их все, превратив ленту почти что в мюзикл. Но это не испортило картину, наоборот песни из фильма зазвучали буквально везде. Самой популярной стала «Песня о птицах» – безусловный хит года.

Градский открыл дверь официальному признанию для рок-музыкантов. Именно после него стало возможным ставить рок-музыку в оформление театральных спектаклей и в саундтреки фильмов. Он первым получил признание в профессиональном сообществе среди профессиональных композиторов – как с выпускником Московской консерватории и учеником председателя Союза композиторов Тихона Хренникова, с ним невозможно было не считаться.

До этого советские композиторы, которые очень волновались из-за того, что в народе становятся популярными песни самодеятельных авторов, что лишает их авторских гонораров, много сделали для того, чтобы рок-музыка не звучала на концертных площадках и в эфире.

После «Романса о влюблённых» Градский написал еще очень много музыки для кино. Некоторые песни также становились популярными, как например «Кроха» из фильма 1979 года «Камертон», где певец появился на экране и сыграл сам себя.

Александр Градский был также единственным рок-певцом, который пел в опере. Он сам считал этот факт очень важным своим достижением. В свое время ему предложили в Большом театре спеть Звездочёта в опере Римского-Корсакова «Золотой петушок». Партия очень сложная и написана для альтино – очень редкого, самого высокого мужского голоса. Это был определенный вызов, который Градский принял и с блеском преодолел.

Завоевав огромный авторитет, Градский практически единственный из рок-музыкантов Советского Союза имел возможность без ограничений записывать пластинки – и пользовался этим. У него вышло порядка сорока альбомов, среди них несколько рок-опер. Его опера «Стадион», посвященная событиям в Чили, также стала большим событием.

Рок-музыкант, который получил звание Заслуженного, а потом Народного артиста из рук президента, открыл собственный песенный театр «Градский Холл» – он один такой.

Много песен было создано и записано Александром Борисовичем Градским. Многие из них – вневременные. Они никогда не утрачивали популярности, никогда не уходили и никогда не уйдут.

Ушла легенда – Александр Градский скончался от инсульта в 72 года