Зачем России строить еще один канал из Каспия в Азовское море, если уже давно построен «Волга-Дон»

Еще в 1930 г. Сталин задумал соединить Каспий и Черное море, но не таким образом, который мы знаем сейчас.

Я говорю о существующем Волго-Донском канале. Изначально его строительство вообще не предполагалось, а соединить два моря хотели другим способом — Манычским каналом. Но такое строительство получалось сильно дороже.

Из-за последствий Второй мировой войны экономика страны буквально замерла.

Экономить приходилось на всем. Поэтому строительство Манычского канала заморозили, а вместо него построили более дешевый — Волго-Донской.

И вот Путин снова заговорил о возрождении того проекта, который сейчас носит название «канал Евразия».

Зачем России строить еще один канал из Каспия в Азовское море, если уже давно построен "Волга-Дон"

Вот только нужно ли его реализовывать, если есть работающий Волго-Донской канал? Давайте разбираться.

Недостатки канала Волга-Дон

1. Длина канала — 101 км, а перепад высот между Волгой и Доном составляет 88 метров.

Чтобы поднимать и опускать суда на такую высоту было построено 13 шлюзов.

так выглядит перепад высот на Волго-Донском канале, фото: http://npncvp.ru/

так выглядит перепад высот на Волго-Донском канале, фото: http://npncvp.ru/

Шлюзование занимает несколько часов. За это время успевает собраться очередь из кораблей.

Кстати, у меня уже была подробная статья про принцип работы шлюзов. Если вы пропустили, то рекомендую ее прочитать.

Так вот, получается, что такие перепады сильно замедляют ход судов. Так путь из Астрахани в Черное море займет около 10 дней. И это очень много для маршрута меньше тысячи километров.

Зачем России строить еще один канал из Каспия в Азовское море, если уже давно построен "Волга-Дон"

2. Канал слишком мал. И не только по глубине, но и по ширине, которая составляет всего 18 метров.

Учитывая, что ширина современных танкеров или контейнеровозов от 30 метров, то пройти по Волго-Донскому каналу они физически не смогут. Что существенно осложняет внешнюю торговлю, например, Казахстану.

Получается для того чтобы удовлетворить запросы не только наших партнеров, но и свои собственные, Волго-Донской канал придется значительно расширить. А это слишком дорого.

Канал «Евразия»

Его длина составит 750 км и это в 7 раз длиннее Волго-Донского или в 5 раз Суэцкого.

Перепад уровней около 54 м. Чтобы их преодолеть хватит построить 6-8 шлюзов, что существенно сократит время прохода судов.

перепад высот канала "Евразия", фото: http://npncvp.ru/

перепад высот канала «Евразия», фото: http://npncvp.ru/

Через канал смогут проходить суда длиной 260 м, осадкой 5 м и грузоподъемностью 10 000 тонн.

Пропускная способность 58 млн. тонн в год или около 6 000 кораблей.

Масштабы строительства действительно грандиозные. Например, только земли придется выкопать не менее 500 миллионов куб.м.

Общая же стоимость проекта оценена в 500 миллиардов рублей. И это дороже Крымского моста в два раза!

А стоит ли тратить такие деньги?

Во-первых, канал «Евразия» увеличит грузопоток минимум в пять раз.

Во-вторых, усилит геополитическую позицию России.

Для Казахстана, как для крупного импортера нефти, канал «Евразия» стал бы очень выгодным. Ведь через него можно поставлять нефть в любую точку мира.

Но истинным спасением «Евразия» стала бы для Ирана, который испытывает проблемы в проходе через Суэцкий канал.

В-третьих, укрепление партнерства с Китаем.

Россия и сейчас является транзитным партнером Китая. Но в рамках реализации китайского нового «Шелкового пути» было бы выгодно поставлять товары из Азии в Европу кратчайшим путем через Черное и Средиземное море.

Для этого нужно только продлить ветку железной дороги, что идет через Казахстан, до Каспийского моря.

маршрут нового "Шелкового пути"

маршрут нового «Шелкового пути»

В-четвертых, Россия сможет зарабатывать десятки миллиардов долларов в год за счет транзита грузов. В первую очень из стран: Азербайджан, Туркменистан, Таджикистан, Иран, Казахстан, Узбекистан.

И в-пятых, канал «Евразия» станет логичным продолжением канала Север-Юг, который свяжет Каспийское море с Балтийским. Так Европа фактически станет «островом», а Россия замкнет на себе кратчайшие транзитные пути торговли.

Зачем России строить еще один канал из Каспия в Азовское море, если уже давно построен "Волга-Дон"

Как видно плюсов у проекта много и отлежаться еще 80 лет в столе у него не получится.

Что-то мне подсказывает, что к его реализации могут приступить сразу после завершения «Северного потока — 2».

Юморок
ingosmile.ru
Зачем России строить еще один канал из Каспия в Азовское море, если уже давно построен «Волга-Дон»
Мария Миронова опубликовала фото с сыном и братом