Куда и зачем Китай строит самый длинный подводный тоннель в мире

Знаменитый тоннель под Ла-Маншем имеет протяженность 50,5 километров и это – третий по длине транспортный тоннель в мире (не считая веток метро).

Куда и зачем Китай строит самый длинный подводный тоннель в мире (127 километров)

Длиннее Ла-Манша только японский тоннель Сэйкан длинной 53,9 км и Готардский базисный тоннель в Швейцарии (57 км):

Куда и зачем Китай строит самый длинный подводный тоннель в мире (127 километров)

Так вот, Китай приступил к строительству тоннеля, который более чем в два раза превысит длину швейцарского варианта (около 127 километров).

Куда и зачем Китай строит самый длинный подводный тоннель в мире (127 километров)

Согласимся, что это серьезная заявка на новый рекорд – превышение с предшественником сразу в 2 раза. Это как если бы люди бегали-багали стометровку за 9 секунд, а потом пришел один шустрый китаец и пробежал ее за 4,5 :)

Впрочем, шутки шутками, но становится интересным – куда будет вести столь грандиозное сооружение? Неужто к нашему Байкалу решили подкопаться?

Куда и зачем Китай строит самый длинный подводный тоннель в мире (127 километров)

И снова простите мне мою иронию. Просто знаю, как у нас народ перепуган некой «китайской угрозой».

На одном из сайтов я читал чьи-то возгласы, что прямо сейчас китайцы при помощи бура на атомном реакторе (!!!) роют тайный тоннель от Байкала до Китая (свыше 1000 км) да еще и на глубине 400 метров!

Вот до чего нашего человека доводит безлимитный интернет и прогулянные уроки школьной физики… Ну, да ладно. Тот тоннель все равно описывается как водопроводный, а мы сейчас говорим именно о транспортной артерии.

Ездить по ней будут электрические поезда, а общая стоимость строительства оценивается в 45 миллиардов долларов (как 18 Крымских мостов). И это – в Китае, где стройки традиционно обходятся дешевле. В России или Европе такой тоннель стоил бы, наверное, 70-80 миллиардов. А то и больше.

Так куда едем?

На любой карте мира в восточной части Китая виднеется довольно крупный залив – Бохайский.

Куда и зачем Китай строит самый длинный подводный тоннель в мире (127 километров)

Он настолько большой, что иногда его называют Бохайским морем. На берегах этого залива проживает население, сравнимое со всем населением России.

Куда и зачем Китай строит самый длинный подводный тоннель в мире (127 километров)

Ну, или чтобы примерно были понятны размеры этого региона по сравнению с размерами России:

Население на Бохайском море и во всей России примерно одинаковое

Население на Бохайском море и во всей России примерно одинаковое

Именно здесь расположена одна из главных китайских «кузниц» – город Тяньцзинь. Кстати, там и Пекин недалеко.

Куда и зачем Китай строит самый длинный подводный тоннель в мире (127 километров)

Бохайский залив имеет довольно четкие очертания за счет двух полуостровов – Ляодунь и Шаньдунь:

Куда и зачем Китай строит самый длинный подводный тоннель в мире (127 километров)

Естественно, залив мешает многим логистическим цепочкам внутри региона. Например, чтобы попасть с Ляодуня на Шандунь требуется проехать 1500 километров вокруг Бохая.

Куда и зачем Китай строит самый длинный подводный тоннель в мире (127 километров)

Китайцы, конечно, нашли выход. Они запустили паромы, которые курсируют по маршруту (наберите воздуха в грудь) между Далянем на Ляодуне и Яньтаем на Шандуне.

Куда и зачем Китай строит самый длинный подводный тоннель в мире (127 километров)

Расстояние сократилось до 150 км, но из-за тихоходности парома времени на переправу все равно уходит много – около 8 часов.

Так вот, чтобы соединить два полуострова сухопутным путем, Китай решил прорыть железнодорожный тоннель под морским дном.

Куда и зачем Китай строит самый длинный подводный тоннель в мире (127 километров)

Автомобили не буду ехать по тоннелю своим ходом. Их будут грузить на ж/д платформы и провозить сквозь тоннель. Такое решение вызвано, по всей видимости, сложностями с вентиляцией. Тысячи автомобилей создадут мощнейший выхлоп, который будет проблематично удалить из 127 километрового тоннеля (тогда как локомотивы – электрические).

Кроме того, ж/д ветка важнее автомобильной, а строить и авто и ж/д дорогу слишком уж дорого. Вот и решили остановиться только на одном варианте.

По планам авторов проекта, данный тоннель позволит экономить до 4 миллиардов долларов в год (за счет сокращения расстояния, уменьшения выбросов, снижения нагрузки на традиционные дороги и т.д.).

То есть, вложенные 45 миллиардов Китай вернет примерно за 11-12 лет. Срок окончания строительства – аж после 2030 года. Уж больно масштабная застройка затеяна. Даже для Китая…

Куда и зачем Китай строит самый длинный подводный тоннель в мире