Уроки полового воспитания в Голландии. Что рассказывают детям о взрослых отношениях

Показываю картинки из учебника

Я не раз писал о голландских школах, и как учителя там с детьми общаются и решают проблемы. Тогда в комментариях меня спросили, правда ли в школах есть уроки полового воспитания. Да, правда. Но когда я учился в школе, у нас не было таких уроков.

Они появились, наверное, лет 10 назад. И моя жена Аля, когда мы были в Голландии, ездила в гости к моей сестре в младшую школу, где моя сестра учит детей младших классов. И она преподаёт тоже этот урок. И сестра рассказала, что учат на этих уроках, и показала учебник. Дальше Аля расскажет.

Про учебник

В младшем классе голландской школы. Фото: из личного архива

В младшем классе голландской школы. Фото: из личного архива

Видите книгу выше? Это учебник по отношениям и половому воспитанию в голландской школе. А видите ребят на фоне? Это дети, которым преподают данный предмет. Когда я узнала, что учить детей всем откровенностям о взаимоотношениях начинают в 9 лет, я была потрясена.

Почему так рано?! Зачем детям такие знания в 9 лет? Но начала вспоминать, как это было в нашей школе.

Как было в нашей российской школе

Мы изучали в школе, откуда дети берутся лишь лет в 14, на уроках анатомии. Даже помню, было всего 2 урока об этом, и учителю было сложно вести их из-за постоянного веселья: дети, казалось, уже разбирались в данном предмете получше учителя :) Кто-то из одноклассников к тому времени знания даже на практике проверял.

Когда время говорить об этом

Когда я спросила учителя, не рано ли в 9 лет говорить с детьми об этом, он ответил: «9 лет — это совсем не рано. Дети в этом возрасте знают гораздо больше, чем мы думаем. Дети не живут в вакууме, и сейчас эту информацию можно получить отовсюду: из интернета, из телевидения, от друзей. Конечно, им становится интересно узнать подробнее об этом. Тогда очень важно дать им достоверную информацию. Это помогает избежать ранних связей, болезней, беременностей»

А не будет ли это призывом к действию? «Вовсе нет. Дети воспринимают близкие отношения как дело для взрослых. И когда тема не является запретной, и они знают о ней всё — они больше не желают это скорее попробовать».

Но не все мамы и папы могут откровенно поговорить со своими детьми на такие темы. Где им тогда брать информацию? Голландцы решили: от учителей.

Чему учат в школе

Какие темы изучают на уроке. Фото: из личного архива

Какие темы изучают на уроке. Фото: из личного архива

Итак, курс состоит из нескольких частей. Основные:

  • Физическое развитие (чем мальчики и девочки отличаются, что происходит с организмом на разных этапах развития)
  • Семья и дети (откуда берутся дети)
  • Социальное и эмоциональное развитие (про дружбу, влюблённость, взаимоотношения, близкие отношения)
  • Близкие отношения (что хорошо, а что — плохо, как защитить свои личные границы)

Какие задания дают ученикам

У детей учебников нет. Этот учебник - только для учителя. Здесь рассказывается о том, как подавать информацию детям, и какие задания им давать. Фото: из личного архива

У детей учебников нет. Этот учебник — только для учителя. Здесь рассказывается о том, как подавать информацию детям, и какие задания им давать. Фото: из личного архива

На каждом занятии учитель рассказывает тему и даёт задания для детей.

Например, на первом занятии дети узнают, чем отличаются девочки и мальчики, учат названия мужских и женских органов (как нужно называть эти органы на уроке, как — на улице и в семье), для чего нужны эти органы, какие у них функции (я не уверена, что Яндекс пропустит такие слова в посте, поэтому без примеров).

Учителям в учебнике даются советы, как подавать материал. Например:

Услышав названия органов, ребята наверняка начнут смеяться, шутить, веселиться. Не надо их останавливать. Вместо этого можно пошутить вместе с ними. Когда спадёт напряжение, тогда можно продолжить урок и начать использовать слова без смеха.

Здесь же детям рассказывают о том, кто они, чем они отличаются от других. Предлагается игра: взять мяч, кидать его одноклассникам и говорить комплимент, чем тот или другой одноклассник хорошо.

Мне понравилось — детей учат видеть в друг друге хорошее. А себя — принимать себя такими, какие они есть, со всеми особенностями.

Отношения только между мальчиком и девочкой?

В целом вся книжка про отношения мальчиков и девочек. Даже на картинках изображают мальчика и девочку.

В этой теме - всё про дружбу, что дружить можно с людьми разных полов, рас, культур, религий, с инвалидами. Как искать друзей. Что интересно - детей предостерегают, что поиск друзей через соц сети может быть опасен. Фото: из личного архива

В этой теме — всё про дружбу, что дружить можно с людьми разных полов, рас, культур, религий, с инвалидами. Как искать друзей. Что интересно — детей предостерегают, что поиск друзей через соц сети может быть опасен. Фото: из личного архива

Но есть небольшая часть о том, что отношения могут быть между разными людьми (перевод ниже):

Какими могут быть отношения. Фото: из личного архива

Какими могут быть отношения. Фото: из личного архива

Влюблённость — это часть жизни. Вы можете влюбиться в кого-то такого же пола, другой веры, культуры. Но в некоторых культурах такую любовь принимают неохотно.

Кого любить — это выбор каждого, и его нужно уважать.

Что рассказывают о рождении детей

Откуда берутся дети? Фото: из личного архива

Откуда берутся дети? Фото: из личного архива

Детям рассказывают прямо, откуда берутся дети. При каких обстоятельствах могут забеременеть. Какая роль папы и мамы в рождении ребёнка (все части тела называются своими именами). Сколько продолжается беременность, насколько большими вырастают дети в животике.

Учитель рассказывает, что детей можно планировать, но бывает, что не у всех могут быть дети, а кто-то не хочет детей.

К чему может привести переписка по интернету

Есть очень интересная глава, где детям рассказывают про личные границы, какие они бывают, для чего нужны. Какие действия других людей — плохие. Как научиться защищать свои границы и прекратить то, что вам не нравится.

Также детям рассказывают о разных опасных отношениях, к чему могут привести те или иные действия. Всё на примерах. Допустим, что делать, если мальчик, который вам нравится, просит прислать откровенные фото. Чем это опасно?

Что делать, если кто-то незнакомый пишет в соц сетях и предлагает встретиться? Как реагировать на такие сообщения?

Также разбираются примеры трудностей в отношениях:

Все ситуации обсуждаются с учителем. Фото: из личного архива

Все ситуации обсуждаются с учителем. Фото: из личного архива

«Я мальчик 9 лет. И мне очень нравится девочка, сестра моего друга. В школе мы с ней не общаемся, но дружим в соц сетях. Я бы хотел отправить ей сообщение, чтобы сказать, что я влюблён в неё. Но я не могу. Боюсь, что она посмеётся надо мной. Что мне делать?»

В результате дети могут обсудить волнующие их вопросы и разобрать на примерах различные трудные ситуации в отношениях, с которыми каждый из них может столкнуться.

Закончит пост Махил:

Мне кажется, очень важно учить такие уроки детям. Им же нужно знать, как всё работает, что можно, что нельзя. И мне кажется, гораздо лучше, когда они учат в школе, чем в интернете или где-то ещё.

Мне трудно сказать, хорошо ли, что уже так рано учат — с 9 лет — потому что мои дети ещё маленькие, и мы к этому ещё не пришли. Но я представляю, что дети в таком возрасте гораздо более открытые, у них нет ассоциаций с чем-то негативным. Поэтому, может быть, хорошо, что так рано, но я пока нейтрален по поводу возраста.

А вы что думаете? И как эти темы учат в русских школах сейчас? (мне ещё нужно выбрать, дети мои пойдут в голландскую или русскую школу :).

Юморок
ingosmile.ru
Уроки полового воспитания в Голландии. Что рассказывают детям о взрослых отношениях
За что советские школьники любили летние лагеря, и что вызывало у детей негодование
За что советские школьники любили летние лагеря, и что вызывало у детей негодование