Жена-то порченая

Несусветное дело по тем далеким временам! А боле всего - позорное. Для женщины, конечно.

Перешептывания сопровождали Евпраксию всюду: князь двух лет с ней не прожил, как вернул домой отцу. Несусветное дело по тем далеким временам! А боле всего — позорное. Для женщины, конечно. Но Евпраксия не в измене была виновата, не в том, что замуж шла не девицей. Нет, случай ее был особым: порчу на бедняжку навели, да порчу страшную — ложился князь с ней в постель, а видел — мертвеца…

После смерти первой супруги в марте 1345 года московский князь Симеон Гордый долго горевать не стал. И без этого было, чем заняться: управлять Московским княжеством — дело сложное: только решил конфликт с Новгородом, как тут уже недовольные литовцы возникают, собственные бояре опять же воду мутят…Нет, определенно, не время для долгого траура.

В общем, долго князь не печалился: вскоре шел он под венец с новой невестой — красавицей Евпраксией Федоровной из рода Фоминых, дочерью смоленского князя Федора Святославовича.

Но брак этот, очевидно, не удался: в декабре 1346 или же в феврале 1347 года Симеон отослал свою жену обратно, к ее отцу в Волок, прожив с ней не больше полутора лет.

"В том году великий князь Семен Иванович, внук Даниилов, отослал от себя княгиню свою Евпраксию к отцу её князю Феодору Святославичу на Волок". Миниатюра из Лицевого летописного свода. Источник: wikiCommons

Летописец 1512 года объяснял такую категоричность князя тем, что Евпраксия не была способна подарить ему наследника.

«В лето 6 853 князь великiй Семенъ Ивановичь женися оу князя Федора Смоленьскаго и поя дщерь Еупраксiю. И жить с нею два лѣта, и не  бѣ има чад, и отосла ея и преступи законъ Божий, женися оу великаго князя Александра оу Тверьскаго. Занеже сам бысть неплоден, и от тое не бысть ему чадъ. Не восхотѣ соблюденiем закона Божiа и милостынею оумалити Бога, но преступленiемъ закона восхотѣ получiти желаемое, сего ради и не получи, точiю грѣхъ себѣ прiобрѣте.»

Впрочем, эта версия не выдерживает никакой критики: у Симеона Гордого были дети от других браков, да и Евпраксия от своего второго мужа тоже имела потомство.

Современники такое объяснение тоже убедительным не посчитали, а вот объяснение, предложенное другим летописцем, вопросов не вызвало:

И великую княгиню на свадьбе испортили, ляжет с великим князем, а она ся покажет великому князю мертвец. И князь великий великую княгиню отослал к отцу ее на Волок (Новые родословные книги XVI в)

К. Е. Маковский, "Русская красавица", изображение использовано в иллюстративных целях, Источник, Яндекс картинки

Многие века всех эта версия удовлетворяла: ну, мертвец, так мертвец — свадебная порча, в конце концов, вещь не такая уж и редкая. Правда, покойников в подобных сюжетах раньше не встречалось, но всякое бывает, да и мало ли, кто или что может привидеться после хорошего застолья. Но были и те, кто в слове «мертвец» видели метафору — якобы, была Евпраксия женщиной холодной и постель мужа согревала не должным образом.

Впрочем, находились и те, кого мертвецы не пугали: те видели во всей этой истории лишь политические мотивы. Как только Симеону стало выгоднее взять в жены дочь тверского князя, он незамедлительно так и поступил, а порчу выдумал лишь как причину для быстрого развода.

Симеон Иванович Гордый, Источник: Яндекс картинки

Но почему тогда так сложно: не проще ли было выбрать повод, понятный и церкви, и простым людям?

Только не так давно исследователи снова заинтересовались загадочным «мертвецом» из видений Симеона и пришли к очень любопытному заключению. В фольклорной традиции порча, наведенная на одного из супругов, постепенно превращала его в зверя: волка, змею или же…медведя.

Вполне возможно, что переписчика ввели в заблуждение особенности графики скоростного письма, при котором буква «д» часто выносились за пределы слова и могла быть ошибочна прочитана как «р» и «ц».

Возможная модель превращения "медведя" в "мертвеца"

В таком случае «порча», выглядит уже гораздо тривиальнее — конечно, лишь для людей того времени

Между тем, третий брак князя с Марией Александровной, тверской княжной, церковь долгое время признавать отказывалась: как же, оставил Богом данную жену в кого бы она ни превращалась и взял себе другую — подозрительно похоже на двоеженство. Симеона даже на время отлучили от церкви, но потом, правда, все равно простили.

Свадьба Симеона Гордого и Марии Тверской, Источник: wikiCommons

Как бы это ни было, в монастырь Евпраксию отправлять не спешили. Наоборот, Симеон высказывал обеспокоенность ее дальнейшей судьбой и торопил своего бывшего тестя, чтобы он поскорее подыскал для дочери мужа. В скором времени женщина вышла замуж за Федора Константиновича Красного, князя Фоминского, от которого потом родила четырех сыновей. Не стало княгини в сентябре 1348 года, от порчи же или нет — история умалчивает.

Благодарю за прочтение! Если вам понравился материал — подписывайтесь на канал. Здесь будет интересно!

Юморок
ingosmile.ru